Консультация проктолога

Несмотря на то, что болезни прямой кишки широко распространены, они по-прежнему остаются в числе «молчаливых» страданий. Пациенты с заболеваниями прямой кишки часто занимаются самолечением, результатом которого становятся осложнения, запущенные формы и неотвратимость операции. Чтобы избежать всех этих проблем, важно при появлении первых признаков обратиться к врачу-проктологу. Только врач-проктолог может поставить правильный диагноз и назначить необходимое именно Вам лечение. Получить консультацию врача-проктолога в Минске вы можете в специализированном проктологическом центре «Медклиник».

Большинство проктологических заболеваний проявляются болью и зудом в анальном канале и прямой кишке, выделениями слизи и гноя из заднего прохода, кровотечением или примесью крови к стулу, запорами, ложными позывами на дефекацию, недержанием стула и газов, шишкой или уплотнением в области заднего прохода, ощущением инородного тела в прямой кишке и др. Данные симптомы могут являеться первыми признаками как банальных заболеваний анального канала и прямой кишки (геморрой, анальная трещина, сфинктерит, проктит, анальный зуд, и др), так и злокачественных заболеваний. Если у Вас возникли указанные жалобы, Вам следует обратится к проктологу. Консультация врача специалиста позволит поставить правильный диагноз и подобрать необходимое Вам лечение. Также пройти осмотр у проктолога рекомендуется женщинам при планировании беременности и после родов, в период климакса и менопаузы; пациентам с варикозной болезнью, опухолевыми образованиями кишечника и промежности; спортсменам с большими статическим нагрузками.

Подготовка к приему у врача-проктолога
Итак, Вы приняли решение пройти обследование у врача-проктолога. Подготовка к посещению проктолога нужна обязательна. Почему? Все очень просто – в кишечнике всегда есть содержимое, которое будет препятствовать осмотру и выполнению лечебных манипуляций. Перед консультацией проктолога рекомендуется сделать очистительную клизму или принять фортранс. Однако если у вас выраженные болезненные ощущения в области заднего прохода или кровотечение, то делать этого не обязательно. Обычно подготовка состоит из 2 очистительных клизм по 1 – 1,5 л воды на кануне осмотра. Если визит к врачу утром или в первой половине дня, то одна клизма – вечером перед сном, вторая утром за 3 часа до визита. При посещении врача во второй половине дня необходимо выполнить две очистительные клизмы за 3 часа до осмотра.
Перед визитом к проктологу не следует ограничивать себя в приеме пищи, рекомендуется лишь исключить или уменьшить употребление продуктов, усиливающих газообразование: молоко, капуста, фрукты и др. Не следует идти на прием к проктологу натощак! Легкий завтрак в день консультации придаст Вам сил и не помешает осмотру!

Приём проктолога
Консультация врача-проктолога начинается с беседы с пациентом. Понимая всю деликатность проблемы, врач внимательно выслушает жалобы пациента и уточнит необходимые моменты о течении болезни, перенесенных пациентом заболеваниях. Также врач ответит на все интересующее вопросы пациента и разъяснит суть и способы проктологического обследования, после которого будет ясен точный диагноз. Проктологическое обследование состоит из 4 этапов – осмотр промежности и перианальной области, пальцевое исследование, ректророманоскопия и аноскопия. Данное обследование в сочетании с консультацией врача-проктолога позволяет получить полную информацию о нижних 25 сантиметрах толстого кишечника (вся прямая кишка и нижний отдел сигмовидной кишки). Обследование производится в положении лежа на левом боку при согнутых в коленных и тазобедренных суставах ногах. Особо стеснительным пациентам будут предложены специальные проктологические брюки.

Осмотр промежности и перианальной области – совершенно безболезненная часть обследования. При этом врач обращает внимание на состояние перианальной кожи и заднепроходного отверстия, наличие уплотнений, воспалительных изменений, полипов и опухолевидных образований. Визуальный осмотр позволяет сразу выявить наружные геморроидальные узлы, папилломы, бахромки, хроническую анальную трещину со сторожевыми бугорками, рубцы, наличие гнойных процессов и наружных отверстий свищей, опухоли и другие проблемы.

Далее следует пальцевое исследование прямой кишки. При наличии болезненности для проведения исследования применяется местная анестезия. Чаще всего это обезболивающие кремы и гели. При пальцевом исследовании можно определить геморрой, анальную тещину, рубцы анального канала, увеличенные анальные сосочки, всевозможные инфильтраты и опухоли, которые можно достать пальцем. Также определяется состояние мышц сфинктера (запирательного аппарата прямой кишки) и мышц тазового дна.

Ректороманоскопия — обязательная часть проктологического обследования. Это слово имеет греческое происхождение и означает осмотр прямой и сигмовидной кишки при помощи эндоскопа на длину 25 – 30 сантиметров. Данное исследование безболезненно, однако пациент испытывает дискомфорт и легкий позыв на дефекацию, связанный с расправлением кишки воздухом. Введенный ректоскоп на 15-25 см медленно извлекается из кишки, при этом повторно осматривается слизистая. При выполенении ректороманоскопии врач обращает внимание на наличие и характер содержимого в прямой кишке (каловые массы, слизь, гной, кровь), оценивается слизистая оболочка прямой кишки (цвет, характер складчатости, особенности сосудистого рисунка, наличие образований и язвенных изменений), устанавливаются особенности тонуса и двигательной активности осмотренных отделов. Ректороманоскопия позволяет, прежде всего, исключить онкопатологию, полипы на осмотренном участке кишечника. Доступны диагностике воспалительные заболевания слизистой оболочки, которые в последнее время встречаются все чаще. Эта диагностическая процедура является обязательной перед выполнением колоноскопии и рентгена толстой кишки – ирригоскопии.

И, наконец, мы подходим к завершению диагностического процесса – выполнению аноскопии – осмотра анального канала и нижнеампулярного (самого нижнего) отдела прямой кишки. Аноскопия – основной метод диагностики для большинства пациентов. Видно почти все – геморрой, анальные трещины, воспаление анального канала и его структур, доброкачественные (и не очень) образования, кондиломы, внутренние отверстия свищевых ходов и т.д.
Данные 4 этапа являются обязательными при обследовании пациента с заболеваниями прямой кишки и анального канала. И в большинстве случаев этого достаточно для постановки точного диагноза, но иногда для исключения заболеваний верхних отделов толстой кишки (колитов, новообразований), системных (т.е. болезней всего организма) и инфекционных заболеваний требуется проведение дополнительных методов обследования. К ним относятся ирригоскопия, колоноскопия, фистулография, УЗИ, анализы крови, консультации смежных специалистов (уролога, гинеколога, невролога, гастроэнтеролога, онколога и др.).

Когда точный диагноз установлен дело остается за малым.

На основании Ваших жалоб, осмотра и данных обследования врач-проктолог установит точный диагноз и порекомендует лечение. Это может быть консервативное лечение (использование мазей, свечей и других лекарств) или проведение лечебных манипуляций. Казалось бы, когда диагноз установлен дело кажется решенным. Но это не всегда так, теперь успех лечения зависит от пациента! Точное выполнение рекомендации и постоянный контакт с врачом – залог успеха в победе над болезнью.

Большинство проктологических заболеваний на ранних стадиях хорошо лечатся. Раннее обращение к проктологу поможет избежать осложнений и необходимости операции. Не откладывайте свой визит к проктологу.

Наш адрес:
г. Минск